Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

#227000.png                         

                            МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «АЛЕНУШКА»
                                МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
                        ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН   РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







                 

Последние новости

29.11.2024 День Матери в нашем детском саду.

В конце ноября отмечается самый тёплый и трогательный праздник-День...

06.11.2024 День народного единства

День народного единства — это праздник, который дети должны знать с...

05.11.2024 «Золотая осень в гости к нам пришла»

В конце октября в музыкальном зале детского сада у детей прошли...


Новости 1 - 6 из 19
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

труд 2.jpg

«Трудовое воспитание в условиях детского сада».

. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

      Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

        Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

На 5-м году жизни ребенок уже может ставить перед собой какие-то реальные цели и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется воспитанию исполнительности и умения доводить начатое до конца, формированию навыков коллективного труда, чувства ответственности за порученное дело.

Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.  В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

          Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

 Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Педагог должен так организовать труд детей, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умение преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, учиться ценить свой труд, труд других людей.

Труд должен входить в их жизнь неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам. Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам. Труд позволяет ребенку почувствовать  самоценность.  Он получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

Таким образом, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

У дошкольников продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Так, внимание детей обращают на труд плотника, электрика.

На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно понаблюдать, как швея пришивает пуговицу, повар жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что швея шьет вещи, повар готовит разную пищу для всех детей. Они подводятся к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Педагог организует беседы обобщающего характера, с использованием игровых приемов. Например, предлагает воспитанникам ответить на вопросы куклы Маша, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свои суждения о значимости труда людей (врач заботится о том, чтобы дети не болели и хорошо росли, шофер привозит продукты в детский сад и т.д.).

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельной трудовой деятельности. Основным видом труда в средней группе остается труд по самообслуживанию.   Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание). Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит: "Сегодня кукла Маша будет проверять, как вы моете руки — посмотрит, кто плохо намыливал руки и смывал их, у кого влажные рукава, кто плохо их вытер". Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда.

Детям читают произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводят с ними дидактические игры типа "Что нужно для работы?", "Кому пригодится этот предмет?".

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи ("Молодец, Дима, — помог Варе надеть кофточку. Как хорошо поступил Тимофей— помог Матвею убрать на место игрушки"). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь.

Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: не повесил аккуратно свое платье — будешь после сна в мятом и т.д. Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе (2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.

В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.

Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.

С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.

В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. В первые дни пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно. Нужно довести до сознания детей, что дежурства – это обязанность каждого перед всеми. Педагог дает объективную оценку труда детей.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

С этого возраста надо уже приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.

Однако педагог должен помнить о том, что нельзя допускать длительного напряжения детей. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к трудовой деятельности. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин. Совместным трудом детей и взрослых должен руководить воспитатель. Действовать при этом надо тактично.

В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей ит. д.

Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, что бы и другие дети проявляли эти качества.

руд в природе. В формировании у детей 4-5 лет навыков по уходу за животными и растениями очень важен пример взрослых. Поэтому надо уже в начале учебного года познакомить дошкольников с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями на участке. Осенью нужно показать, как взрослые заботятся о деревьях и цветах (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов).

Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень — это пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их между собой по цвету, величине, форме, определяют особенности.

В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников. Надо показать, как их старшие товарищи  ,высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю.

Такие наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участие в трудовой деятельности.

Можно привлекать детей к поливу огорода и цветника (вместе с воспитателем). В ходе этой работы надо организовать наблюдения за всходами.

Летом дети принимают участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай. Необходимо учить их бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы

Нужно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

Ребенка 5-го г. жизни интересует сам процесс труда, а не его результат. Поэтому вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

 Таким образом-Грамотно простроенный труд —это источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд — основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы.

 

 


Министерство просвещения Российской Федерации

https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/12/19/preview/press-item/fc49770ebb37a38725e0_1000x.jpg

21.12.2024

Школы воссоединенных регионов получат премии на реализацию инициатив родительских сообществ

Более шести тысяч заявок с проектами по развитию воспитательного пространства в школах поступило на участие в первом сезоне конкурса инициатив родительских сообществ. В список 200 победителей состязания вошли представители школ Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Конкурс проводит Российское общество «Знание» при поддержке Минпросвещения России.


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/12/21/preview/press-item/2cb99a7c8c29f100419f_1000x.jpg

21.12.2024

Поздравление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова с Днем советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Дорогие друзья!


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/12/20/preview/press-item/88b131805fe3a0925de0_1000x.jpg

20.12.2024

Россия и Монголия усилят партнерство в области образования

В Москве 20 декабря состоялось 26-е заседание Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Участие в нем принял заместитель директора Департамента интеграции национальной системы образования и международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации Идрис Газдиев.


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/12/20/preview/press-item/1c11dee8d780fa6be68d_1000x.jpg

20.12.2024

Правительство РФ разрабатывает форму проведения государственной итоговой аттестации для граждан (в том числе иностранных), проходивших обучение за рубежом

Министерством просвещения РФ разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2025 году» (далее – проект постановления).


https://edu.gov.ru/uploads/media/2024/12/20/preview/press-item/c1e1c3e2b8d3a1571e5a_1000x.jpg

20.12.2024

В Москве наградили победителей конкурса «Лучшая читающая школа России»

В Российской государственной детской библиотеке прошла торжественная церемония награждения победителей первого общероссийского конкурса «Лучшая читающая школа России». Абсолютным победителем стала школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга. Конкурс организован Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА) при поддержке Минпросвещения России в рамках Десятилетия детства и Года семьи в Российской Федерации.


6+